Время чтения ~3 мин.

Как оценить свое дело? Простой инструмент

СВОТ анализ

Что делать, если товар перестал продаваться? Как оценить бизнес-идею и не вляпаться в провальный проект? Простой инструмент для анализа бизнеса, с которым справится даже школьник.

Кристина обожала печь торты. Настоящие, как в детстве, чтобы крем со сливочным маслом и сливками 33% жирности. Увлечение потихоньку переросло в подработку, а потом и в основной источник дохода. Сначала Кристина довольствовалась сарафанным радио, но потом решилась завести свою страничку в Instagram. Заказов стало больше, хватило денег на обновление техники, Кристина даже решилась и построила отдельную кухню для работы. Но после Нового года клиенты (а с ними и деньги) закончились.

Знакомо? Чтобы проанализировать свой бизнес, подойдет такой простой инструмент как SWOT-анализ.

Содержание:

  1. Какой еще SWOT?
  2. Внешний и внутренний мир
  3. Приступим
  4. Итого

свот анализ пример

Какой еще SWOT?

Для этого вам понадобится:

  • бумага или чистая поверхность;
  • пишущее средство;
  • свежая голова, а лучше несколько.

SWOT с английского — это аббревиатура 4 слов, которые соответствуют направлениям анализа:

  • сильные стороны;
  • слабые стороны;
  • возможности роста;
  • угрозы.

Если вы работаете с коллективом — соберите всех и устройте мозговой штурм. Самое главное — расслабиться и не приукрашать реальность, не критиковать чужие мысли. Ваша задача — понять что происходит и куда двигаться, а не просто написать во всех сферах, какой вы молодец.

свот анализ как делать

Внешний и внутренний мир

Экономическая теория гласит, что у каждого предприятия или бизнеса есть внешняя и внутренняя среда. Первая — это все те факторы, на которые предприятие влиять не в силах: налоговый климат, таможенные запреты, политика рекламы в соцсетях… С этими факторами нужно смириться, приспособиться и подстроиться под них. В анализе внешней среды нам нужно выделить возможности и угрозы.

Вторая — это внутренний мир бизнеса, то, что можно исправить, контролировать и с чем можно работать. В анализе внутренних факторов выделяем и честно пишем свои сильные и слабые стороны.

Приступим

На примере бизнеса Кристины проведем СВОТ-анализ.

 

Сильные стороныСлабые стороныВозможностиУгрозы
  • В мире химии и заменителей настоящие торты, родом из детства.
  • Только отборные продукты превосходного качества.
  • Старинные рецепты и технологии.
  • Надежная кухонная техника.
  • Много отзывов и рекомендаций.
  • База 5000 подписчиков и клиентов в Инстаграм.
  • Приятный голос и внешность Кристины.
  • Светлая, просторная и удобная кухня.
  • Внешний вид тортов обычный.
  • Дорого.
  • Фото и видео в Инсте плохого качества, снято просто на телефон.
  • Кристина не всегда отвечает быстро, сообщение может затеряться или клиент долго ждет ответа.
  • Сложность хранения и транспортировки тортов, особенно летом.
  • Некрасивая упаковка.
  • Посты в соцсети редкие, когда есть время и вдохновение.
  • Не может продавать торты официально.
  • Не зарегистрирован ФОП.
  • Может прийти налоговая.
  • Недобросовестные клиенты.
  • Кухня позволяет проводить мастер-классы и обучения.
  • Сдавать торты под реализацию в кофейню возле дома.
  • Из соцсетей много новых клиентов.
  • Сотрудничество с аниматорами, детскими магазинами и шариками.
  • Сотрудничество с фотографом по бартеру.
  • Сотрудничество с такси.
  • Отключение электричества/воды/газа = испорченные продукты и продукция.
  • Непостоянство поставщиков.
  • Рост курса валют = рост цен на импортное сырье.
  • Ограничение импорта.
  • Ограничения рекламного кабинета в соцсетях.
  • Штрафы за работу неофициально.
  • Рост цен на энергоносители.
  • Рост цен на алкоголь и другие продукты.

 

Итак, на примере Кристины, мы видим, что основная сложность в отсутствии продвижения и возможностей для него. Нет официальной регистрации ФЛП, поэтому Кристина боится «высовываться» чтобы не попасть под внимание налоговой. Еще одна проблема — попытка делать все самостоятельно. И торты и контент для соцсетей. Кристина — кондитер старой школы, она не любит и не умеет сильно украшать свои десерты, поэтому на фото они выходят «так себе» и в соцсети смотрятся… не очень. То же самое с упаковкой. Зато ее торты ценят, клиенты становятся постоянными, база подписчиков большая и лояльная.

свот-анализ как проводить

Итого

По результатам СВОТ-анализа видно, что и в какую очередь нужно делать, чтобы дела пошли на лад. Пользуйтесь с удовольствием и пусть у вашего бизнеса возможностей всегда будет больше, чем угроз!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(6 голосов, в среднем: 4 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх