La Tribune: Эксперименты со сверхпродуктивными моделями в Fintech

Финансовые технологии

Банк Франции собирается ускорить внедрение инноваций, усилив связи с сетью стартапов Fintech, чтобы быстрее создавать инновационные услуги и внедрять новые продуктивные бизнес-модели. Поэтому La Tribune представляет интервью с Клэр Кальмежан, которая в сентябре 2018 года стала директором группы по инновациям.

Прошлым летом Фредерик Удеа, генеральный директор Société Générale (одного из крупнейших финансовых конгломератов в Европе со штаб-квартирой в Париже, — Олфин), символическим жестом объявил о грядущих изменениях как внутри компании, так и за ее пределами. Он нанял специалиста по информационным технологиям и привлек Fintech для внедрения инноваций в финансовой сфере. Новая должность напрямую связана с привлечением специалиста из Fintech для того, чтобы тот возглавил группу по инновациям. Менее чем через полгода самый молодой член управляющего комитета Клэр Кальмежан, ранее работавшая в крупнейшем частном банке Великобритании Lloyds Banking, устанавливает приоритеты инновационной стратегии, которая должна «стать новым шагом» на поприще ускоренного внедрения  IT.

Société Générale желает «укрепить [свои] отношения с сетью Fintech, чтобы предложить подходящие варианты для партнерства» компании и стартапам. Инновационный отдел должен играть «новую объединяющую роль», чтобы сформировать «компетенции в области информационных технологий, необходимые для трансформаций банковской отрасли и создания новых бизнес-моделей», что меняет привычный стиль работы банков. Интервью с этим специалистом по цифровым трансформациям, чья миссия состоит в том, чтобы «способствовать появлению продуктивных инноваций» и готовить банковские услуги к вызовам завтрашнего дня.

La Tribune: Почему вы решили присоединиться к Société Générale, оставив при этом работу в Lloyds Banking и жизнь в Лондоне?

Клэр Кальмежан: Lloyds Banking является лидером в сфере розничных банковских услуг на рынке Великобритании. Société Générale же представлен в 67 странах мира и охватывает широкий спектр деятельности: банковское дело, финансирование и инвестиции в розничные банковские операции, управление активами. Вопросы цифровой трансформации в каждой из этих сфер деятельности — дело тонкое, поэтому я приберегла несколько козырей в рукаве. В Société Générale я вижу гораздо больше стремления к инновациям, духа соперничества и инициативы в поиске возможностей, особенно новых бизнес-моделей.

Société Générale

La Tribune: Как бы вы определили эти новые модели?

Клэр Кальмежан: Чтобы безопасно экспериментировать с инновациями, Société Générale намеревается создать перекрестную инвестиционную структуру Société Générale Ventures с базовым капиталом в 150 миллионов евро. Это автономное юридическое лицо, действующее под моим руководством. С декабря 2018 года структуру возглавляет Дидье Лаллеман, который ранее был финансовым директором нашего финансово-инвестиционного банка. Это не привычный корпоративный венчурный фонд: наша команда не получает вознаграждение за возврат вложений. Мы придерживаемся стратегического подхода к нашим инвестициям, следя за тем, как правильно использовать капитал, принимая правильные стратегии в сфере торговли и поддерживая трансформацию бизнеса.

Недавно мы впервые запустили стартап My Smart Living. Пока он работает только внутри компании. Это портал в Чехии, который поддерживает наш местный банк Komerční banka. Портал посвящен вопросам приобретения недвижимости. Если стартап покажет свою эффективность, мы сможем перенести эту модель работы с клиентами в другие европейские страны. Сейчас он находится на стадии pre-seed, то есть финансирование проекта довольно скромное.

My Smart Living – это одна из инновационных услуг в рамках нашей программы Intrapreneurship Internal Startup Call. Продукт разрабатывался в сжатые сроки, в течение всего шести месяцев. Такая скорость реализации проекта выше, чем внедрение традиционных программ Société Générale в крупных банках последние 150 лет. У нас нет прежних финансовых средств и нормативного базиса! Société Générale Ventures здесь для того, чтобы поддержать разные способы ведения бизнеса, но также дать право молодым проектам совершить собственные ошибки. Даже если My Smart Living свернется через шесть месяцев, это не будет слишком большим разочарованием.

La Tribune: Как вы оцениваете интрепренерскую программу (касающуюся внутреннего предпринимательства), запущенную год назад?

Клэр Кальмежан: К моменту запуска было сформировано 70 проектов, десять из которых очень быстро сошли на нет. Сегодня у нас 60 внутренних стартапов по всему миру. 25 из них реализуются в ускоренном темпе с помощью таких ресурсов, как Liberty Living Lab, Schoolab, MakeSense и La Piscine во Франции. На первый этап отведено не более шести месяцев. 12 других стартапов вышли за пределы фазы ускорения и уже используются в банковской работе. Еще 12 стартапов получили «отсрочку» от трех до шести месяцев, потому что требовали существенных доработок. Каждый участник управляющего комитета одновременно является спонсором и контролирует реализацию одного-трех стартапов и обязан принимать участие в еженедельных групповых собраниях.

La Tribune: Каким будет следующий шаг программы?

Клэр Кальмежан: Ожидается, что 2019 год будет очень результативным. Мы находимся на этапе обучения. Идея состоит в том, чтобы определить причины медленного развития стартапов, а также понять, насколько эти проекты перспективны. Процесс реализации стартапов требует усвоения, расширения опыта и набора методов.

Один из уроков программы: подходы к «проектному мышлению» и созданию прототипов являются ключевыми элементами, от которых зависит достижение финансового результата. Если мы посмотрим на банки-новаторы, такие как Revolut и N26, то заметим, что для них характерны высокие темпы внедрения инноваций. Сегодня 20 000 сотрудников Société Générale используют в работе инновационные методы, но они в основном касаются циклов автоматической обработки информации. Мы хотим, чтобы другие отделы тоже позаимствовали такие методы. С этим связано запланированное на этот год создание UX (User Experience) дизайна. На самом деле, универсального определения UX дизайна не существует. Однако я имею создание интерактивного, визуального дизайна, так называемой информационной архитектуры, которая будет выражать наиболее оптимальное взаимодействие человека и техники. Это полезный, простой и приятный в использовании цифровой продукт, который учитывает потребности пользователя.

Ориентированный на человека дизайн

La Tribune: Как именно эта новая инициатива будет связана с «проектным мышлением»?

Клэр Кальмежан: С одной стороны, мы еще не знаем, будем ли мы полагаться на развитие компетенций внутри компании или же продолжим накапливать опыт извне. И будут ли предложенные нами инновации использовать другие компании. С другой стороны, мы уверены, что следует более трезво смотреть на ситуацию, чтобы понять потребности клиентов, понять, как наша организация реагирует на клиентские запросы и решает трудности в обслуживании пользователей. Этот новый центр передового опыта также позволит нам согласовать работу с клиентами, чтобы бренд Société Générale мог быть легко идентифицирован в эпоху открытых банковских операций.

La Tribune: Предполагает ли ваша стратегия приобретение Fintech?

Клэр Кальмежан: Société Générale Ventures увеличивает объемы внешних инвестиций. В июне мы купили Lumo, инновационный стартап в краудфандинге по возобновляемым источникам энергии. В сентябре мы приобрели Treezor. Это свидетельство нашего подхода к открытому банкингу: мы собираемся не только ускорить нашу стратегию на розничном рынке, но и развивать рынок «B2B2C», предлагая технологические услуги Fintech, открытие счетов, системы оплаты, идентификацию клиентов (KYC) через API [программные интерфейсы] и финансовые услуги. Эти сервисы также развивает наша дочерняя компания Franfinance вместе с Yelloan.

Кроме того, мы реинвестировали в TagPay [технологическое решение для мобильных платежей] и приобрели долю в Reezocar, рынке подержанных автомобилей, инновационном для нашей лизинговой деятельности. Мы выбрали 9 приоритетных сфер для инвестиций Société Générale Ventures: платежи и электронная коммерция, открытый банкинг, услуги для малого и среднего бизнеса, кредит и недвижимость, кибербезопасность, рынки капитала, блокчейн и криптовалюты, управление активами. Мы также определили еще 5 перспективных областей: мобильность, идентификация клиентов, улучшение качества информации и условий труда, а также информатизация системы здравоохранения.

La Tribune: Каковы приоритеты Société Générale с точки зрения технологий: искусственный интеллект, big data, блокчейн?

искусственный интеллект

Клэр Кальмежан: Мы уже хорошо продвинулись в области искусственного интеллекта – сфере, которую я хорошо знаю. Мы установили обратную связь с клиентами, которые тестируют онлайн-симуляции или девайсы: их отзывы были положительными, но мы понимаем, что такая статистика всегда относительна. Мы также тестируем нашу автоматизированную систему SoBot с клиентами, согласившимися на подобный эксперимент: это стратегия ориентации на человека или маркетинговая стимуляция.

Блокчейн – это достаточно новая технология, которая нам интересна. У нас уже есть несколько идей, как использовать блокчейн в нашей работе: мы занимаемся торговлей и финансами, а также планируем использовать систему Komgo в международной торговле. Кроме того, мы также являемся инвестором и партнером R3.

Цифровой мир очень велик. Мы не можем охватить все, и ставки соответствовать стратегии бизнеса. Важно понимать технологии, не начинать финансирование слишком рано и сохранять продуктивность стартапов в течение двух или трех лет.

La Tribune: Société Générale также изучает инновации вне компании, не так ли?

Клэр Кальмежан: Да, мы создали сеть из нескольких инновационных центров во Франции, Германии, Люксембурге, Израиле, Великобритании, США, Африке и Индии. В скором времени должен открыться центр в Сингапуре. Наша цель – стать ближе к различным системам – для укрепления нашей стратегии делового партнерства на уровне компании. Вторая наша задача – быстро выявлять новые тенденции, участников рынка, вовлеченных в инновации, а также анализировать их влияния на работу компании.

Ресурс: La Tribune

Оригинальное название статьи: Innovation: comment Soc Gen
va expérimenter de nouveaux modèles disruptifs

Авторы : Delphine Cuny и Juliette Raynal

Перевод: Богдана Носенок для Олфин

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(2 голоса, в среднем: 5 из 5)